Бердюжский район программа тьюторских курсов
УТВЕРЖДЕНО
на районном методическом совете
протокол №5 от 28.03.2013
ПРОГРАММА
ТЬЮТОРСКОГО КУРСА
по «Основам религиозных культур и светской этики»
2013-2014 учебный год
Программу составил
тьютор
Замякина Н.В.,
учитель первой категории,
стаж работы – 16 лет,
МАОУ СОШ с. Окунёво
Пояснительная записка
В образовательной практике многих стран Европы осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям мировых религий; религия присутствует в государственной школе и право граждан на религиозное образование конституционно закреплено. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре религий в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, а также убеждениями, принятыми в семье.
Принимая во внимание происходящие процессы, Российская Федерация выступила с поддержкой предложения о приобщении обучающихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей.
Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (пункт 4 статьи 14).
Реализация стратегии духовно-нравственного образования, развития и воспитания личности предполагает интеграцию ресурсов систем основного и дополнительного образования.
В тоже время, важно подчеркнуть, что ни одна из поставленных задач не может быть решена без участия семьи. Поэтому Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко в своем выступлении на ХVII Международных Рождественских образовательных чтениях в 2009 г. по вопросу преподавания в школе религиоведческих и культурологических дисциплин особо подчеркнул: «Для нас всех вместе важно, чтобы с самого начала было предусмотрено, что свобода выбора дается именно родителям и ученикам, т.е. главным заказчикам образовательного процесса».
Таким образом, государство через деятельность общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей, пытается найти эффективные способы согласования процессов воспитания в семье и в школе.
Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и ее отношениями с социальным окружением, религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.
В то же время преподавание основ религиозных культур и светской этики в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.
В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику и подготовка учителей к ведению данного курса в школах.
Учителю, начинающему преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики», необходимо быть готовым к существенной работе по самообразованию, тщательно изучить нормативно-правовые документы по введению данного курса, определиться с выбором УМК, написать рабочую программу, продумать свои действия на уроке и в общении с детьми и родителями.
Основная цель Программы – оказание педагогам теоретической и практической помощи по овладению современными подходами к преподаванию в общеобразовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики».
Реализация цели программы осуществляется через следующие задачи:
1. Изучить нормативно-правовое обеспечение по введению курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях.
2. Проанализировать опыт регионов Российской Федерации, участвовавших в апробации курса ОРКСЭ.
3. Организовать эффективное взаимодействие педагогов района по введению курса ОРКСЭ.
4. Разработать рабочую программу курса ОРКСЭ.
5. Создать сеть проектов уроков по отдельным модулям курса.
В программе освещаются мотивационно-ценностные, теоретико-методологические, содержательные и методические вопросы преподавания курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях
Программа разработана в контексте реализации изменений в федеральных государственных стандартах общего образования.
Процесс освоения программы построен на сочетании лекционных и практических занятий, а также на включении интерактивных семинаров, для которых слушатели готовят информацию по теме и презентуют её, обучающее взаимодействие педагогов организуется с использованием приемов и техник интерактивного обучения.
В качестве методического сопровождения к программе систематизированы все нормативные документы, которые предполагают возможность полного усвоения раздела «Подготовка педагогов к ведению курса», а также наличие программы и учебников по отдельным модулям, которые дают возможность содержательно изучить раздел «Психолого-методическое сопровождение курса».
Учебно-тематический план
Количество часов – 24.
Режим занятий: 4 дня с отрывом от работы
Раздел | Сроки | Наименование | Форма занятий | Всего часов |
1.Подготовка педагогов к ведению курса | I. март | Концепция и структура курса ОРКСЭ | лекция | 1 |
Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики». | лекция | 1 | ||
Нормативно-правовое обеспечение предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России» | лекция | 1 | ||
Анализ анкетирования родителей по введению курса ОРКСЭ |
| 1 | ||
2.Психолого-методическое сопровождение курса | Методическое сопровождение курса ОРКСЭ | лекция | 1 | |
Возрастно-психологические закономерности и особенности развития ценностных ориентаций у школьников | лекция | 1 | ||
II. апрель | Содержание 6 модулей курса | практикум | 2 | |
Рабочая программа курса ОРКСЭ (на примере конкретных модулей). Изучение опыта школ РФ, участвовавших в апробации курса ОРКСЭ. | лекция, практикум | 2 | ||
Тематическое и поурочное планирование курса ОРКСЭ (на примере конкретных модулей). Изучение опыта школ РФ, участвовавших в апробации курса ОРКСЭ. | практикум | 4 | ||
III. апрель | Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» (работа по модулям) | лекция | 1 | |
Методика работы с иллюстративным материалом в курсе ОРКСЭ (на примере конкретных модулей) | интерактивный семинар | 1 | ||
Методика работы с текстами различного содержания, используемых в учебных пособиях для школьников в курсе ОРКСЭ (по конкретным модулям) | интерактивный семинар | 1 | ||
Методика использования интерактивных форм в организации учебно-воспитательной деятельности учащихся при изучении курса ОРКСЭ | интерактивный семинар | 1 | ||
Методика использования метода проектов при изучении курса ОРКСЭ | интерактивный семинар | 1 | ||
Особенности работы с домашними заданиями школьников в курсе ОРКСЭ | интерактивный семинар | 1 | ||
IV. май | Внеурочная работа в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики» | интерактивный семинар | 1 | |
Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» | ||||
Проектирование уроков на основе комплексного учебного плана по курсу ОРКСЭ. Изучение опыта школ РФ, участвовавших в апробации курса ОРКСЭ. | практикум | 2 | ||
3.Контроль успешности усвоения педагогами программы | Диагностика подготовленности педагогов к реализации курса ОРКСЭ | практикум | 1 |
Ожидаемые результаты:
Развитие профессиональной компетентности педагогов.
Овладение педагогами методикой, приемами и технологией работы с обучающимися при ведении курса ОРКСЭ.
Овладение теоретическими знаниями по введению курса ОРКСЭ.
Создание рабочей программы, сети проектов отдельных уроков по курсу ОРКСЭ.
Успешное освоение программы должно позволить педагогам эффективно решать следующие задачи:
Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.
Создавать условия для формирования российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно-религиозной традиции;
Содержательно раскрыть понятие российской культурно-религиозной традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;
Создавать условия для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;
Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.
Список литературы
Белоусова Т.Л., Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: в 2 ч. М: Просвещение, 2011
Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М: Просвещение, 2011
Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. М.: Просвещение, 2012
Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики 4-5 классы. М: Просвещение, 2010
Студеникин М.Т. Рабочая программа к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России». М: Русское слово, 2011
Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ: www.openclass.ru.
Ресурс сети социально-педагогических сообществ Вологодской области www.openclass.ru/vologda
Ресурс сети социально-педагогических сообществ Калининградской области www.openclass.ru/kaliningrad
Ресурс сети социально-педагогических сообществ Камчатского края www.openclass.ru/kamchatka
Ресурс сети социально-педагогических сообществ Пензенской области www.openclass.ru/penza
Ресурс сети социально-педагогических сообществ Тамбовской области www.openclass.ru/tambov
Ресурс сети социально-педагогических сообществ Томской области www.openclass.ru/tomsk
Ресурс сети социально-педагогических сообществ Чувашской Республики www.openclass.ru/chuvashia
Новости
-
Для преподавателей ОБЖ прошел семинар-практикум
Прошла дидактическая игра "Это - не игра"
Спартакиада работников образования
Прошел конкурс чтецов "Живая классика"
Посещение выставки-форума «Россия»
Итоги конкурса «Наши друзья - Эколята!»
В Окуневской школе прошел семинар
Муниципальные соревнования по КЭС- БАСКЕТУ
100 лет со Дня рождения Расула Гамзатова
В школах района прошли торжественные линейки
Августовская конференция объединили педагогов
Пришкольные лагеря начали свою работу
В школах района прозвенел последний звонок
В Бердюжской школе прошел семинар
Завершился конкурс "Русский характер"
У будущих медиков прошли занятия
Каникулярная методическая неделя
В Старорямовской школе прошел семинар
Завершились соревнования школьных спортивных клубов
Бердюжские "Эколята" в числе призеров
В Бердюжской школе прошел семинар
Завершился фестиваль "#ТРАДИЦИЯ_72"
В детских садах прошел конкурс "Наши друзья - Эколята"
В школах прозвенели последние звонки
9 мая вся Россия отмечала 77- летие Победы
Президентские игры и Президентские соревнования
В Бердюжской школе прошел "Парламентский урок"
Организация непрерывного образования для педагогов
Прошел семинар "Формируем современные компетенции"
В Тюмени стартовал конкурс "Педагог года - 2022"
В Бердюжской школе прошел профориентационный урок
Учителя учатся
"Спартакиада 2022"
Итоги проведения школьных спортивных клубов
"Педагогический дебют-2022"
В школах района проходит акция "Письмо солдату"
"Дорогами памяти - дорогами мира"
Стартовал конкурс "Педагогический дебют-2022"
Прошел муниципальный этап Всероссийского конкурса чтецов «Живая классика».
Юнармейцы приняли участие в акции #Мы вместе
Воспитанники д/с «Малышок» собрали гуманитарную помощь
14 февраля во всём мире отмечается праздник - Международный день дарения книг
С праздником, дорогие наши учителя!
День учителя – замечательный праздник, когда можно выразить свою благодарность педагогам за их непростой и благородный труд, за внимание и терпение, за желание видеть своих учеников успешными и счастливыми. В день профессионального праздника для учителей Бердюжского района состоялся традиционный праздничный концерт, посвященный Дню учителя.
Дорогие педагоги!
Примите самые теплые поздравления с вашим профессиональным праздником-Днем учителя! Одна из самых важных и мирных профессий-воспитание человека. От вас и вашего таланта, педагогического мастерства и умения, мудрости зависит насколько будут успешны наши ученики как в учебе, так и в жизни.Наставничество - универсальная технология передачи опыта, знаний, формирования навыков, компетенций, метакомпетенций и ценностей через неформальное взаимообогащающее общение, основанное на доверии и партнерстве.
Фестиваль-конкурс "Я-ВОСПИТАТЕЛЬ!"
В сентябре 2021 года департаментом образования и науки Тюменской области проведен традиционный педагогический фестиваль-конкурс "Я-ВОСПИТАТЕЛЬ!", приуроченный ко Дню дошкольного работника. В этом году в конкурсе приняли участие 116 педагогов из 21 муниципального образования Тюменской области.
От всей души поздравляем Гончар Анжеллу Владимировну, воспитателя МАУ Бердюжского района ДО д/с «Малышок», занявшую 3 место в номинации «Профессионал».
Дорогие воспитатели и все работники детских учреждений!
Воспитатель – одна из самых благородных профессий. Воспитывать детей, вкладывать в них частичку своей души, окружать заботой, быть терпимым к их шалостям и капризам – все это легко удается Вам. Поздравляю Вас с профессиональным праздником – днем работника дошкольного образования!
Дирекция Всероссийского форума «Педагоги России: инновации в образовании» планирует проведение онлайн -форума в Вашем регионе
с 29 сентября по 01 октября 2021 года.
Туристический слет работников образования
Ежегодный туристический слет работников образования Бердюжского района состоялся 14 сентября 2021 года. В турслёте приняли участие работники образовательных учреждений района.
Уважаемые педагоги, учащиеся и родители!
1 сентября, это праздник начала нового учебного года, праздник встречи со своими друзьями. Для первоклассников – это время начала новой жизни, как и для их родителей. Нет в мире ничего прекраснее, чем познавать новое, учиться, читать и запоминать на всю жизнь мудрые строки! Поздравляю вас с Днем знаний!
Августовская конференция- 2021
27 августа в преддверии нового 2021-2022 учебного года состоялась традиционная августовская конференция педагогических работников по теме «Образование 2021-2022: новые вызовы и возможности, опыт и успех». В работе конференции приняли участие свыше 150 человек. Это руководители всех образовательных учреждений района, специалисты комитета образования, педагоги и воспитатели, молодые учителя.
01 июня в Бердюжском районе на базе общеобразовательных организаций открылись 7 лагерей с дневным пребыванием. За первую смену (с 01 по 22 июня) в них отдохнут 410 детей. Вторая смена будет организована с 25 июня по 15 июля, третья смена – с 20 июля по 09 августа. До конца лета планируется охватить отдыхом в пришкольных лагерях 920 детей.
До свиданья, любимая школа!
17 мая во всех школах района прозвучал последний звонок, открывая ребятам двери во взрослую жизнь. Нарядные одиннадцатиклассники, серьезные первоклашки, педагоги и родители, не скрывающие свое волнение за будущее ребят, которые сегодня прощаются со школой, почетные гости – все собрались на торжественные линейки.
9 мая вся Россия отмечала 76-летие Победы в Великой Отечественной войне.
В целях сохранения исторической преемственности поколений, воспитания бережного отношения к историческому прошлому и настоящему России, формирования духовно-нравственных и гражданско-патриотических качеств личности образовательные организации нашего района активно приняли участие во Всероссийских, региональных, а также в районных патриотических акциях и мероприятиях посвященных этой знаменательной дате.
Семинар-практикум для помощников воспитателей
27 апреля 2021 года на базе детского сада «Малышок» с.Бердюжье прошел районный семинар-практикум для помощников воспитателей, по теме: «Взаимодействие помощника воспитателя с воспитателем и детьми в рамках введения ФГОС ДО».
Педагог года Тюменской области-2021
19 апреля был дан старт традиционному конкурсу профессионального мастерства «Педагог года Тюменской области-2021». Бердюжский район номинацию «Учитель года» представлял Алексеев С.В., учитель английского языка МАОУ СОШ с.Бердюжье, номинацию «Воспитатель года»- Замякина М.В., воспитатель детского сада «Малышок», номинацию «Классный руководитель»- Фадеева Ирина Сергеевна, учитель МАОУ СОШ с.Бердюжье.
Форум «Семья» вновь в эфире 18 апреля!
18 апреля 2021 года приглашаем всех родителей принять участие в областном онлайн форуме «Семья». Каждый участник сможет задать интересующие его вопросы и получить незамедлительные ответы по направлениям: «Семья и государство», «Психология». В перерывах между секциями Вас будут ждать полезные бонусы.
Спартакиада работников образования Бердюжского района
В рамках празднования юбилея Тюменской области, 2 апреля 2021 года на базе МАОУ СОШ с. Бердюжье прошла спартакиада работников образования Бердюжского муниципального района.
Соревнования проводились с целью привлечения учителей к занятиям физической культурой и спортом, укрепление здоровья, улучшения массовой и физкультурно - оздоровительной работы, повышение уровня и спортивного мастерства, обмена опытом между школами района.
В рамках Всероссийской акции «День сдачи ЕГЭ родителями» во всех муниципальных образованиях Тюменской области с 22 марта по 2 апреля прошел семейный фестиваль «Папа, мама, я –интеллектуальная семья». 31 марта родители Бердюжского района вместе с детьми сели за парты и написали Всероссийские проверочные работы, Основной государственный экзамен и Единый государственный экзамен.Учитель года Бердюжского района-2021
Конкурс - это всегда праздник! Это возможность громко заявить о себе, насущная необходимость поделиться открытиями и впитать опыт других. Конкурс-это особый мир. Мир общения, соревнования, удач и находок.
Подведены итоги VIII Всероссийского конкурса «Воспитатели России», направленного на выявление, поддержку и распространение инновационного опыта воспитателей, педагогических работников и руководителей ДОО.
23 марта с рабочим визитом в Бердюжском районе побывал депутат Тюменской областной Думы, член фракции Всероссийской политической партии «Единая Россия» В.И.Ульянов.
Подошел к завершению региональный этап Всероссийской олимпиады школьников.
Он продолжался с 12 января по 25 февраля 2021 года. В соответствии с эпидемиологической обстановкой в стране, формат проведения олимпиады был очный с применением информационно-коммуникационных технологий. От нашего района было 37 участников.
В января комитетом по образованию администрации Бердюжского района был объявлен муниципальный этап IХ областного конкурса – фестиваля детских тематических проектов «Питание и здоровье». Фестиваль имеет важный оздоровительный и воспитательный аспекты, ориентирован на развитие личности ребенка дошкольного и младшего школьного возраста, его познавательные и творческие способности, а также на развитие профессиональной компетенции педагогов и взаимодействие с родителями, общественными и иными организациями и предприятиями.
В школах района стартовал месячник по военно-патриотическому воспитанию школьников
В период с 23 января по 23 февраля 2021 в образовательных организациях района прошел месячник военно-патриотического воспитания. Месячник проводится в рамках реализации проекта «Стратегия успеха» государственной программы Тюменской области «Развитие образования и науки» и посвящен Году науки и технологии, а также 76-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне.
III региональный родительский форум "подростки, родители и рок-н-ролл"
Как найти общий язык с подростком и стать настоящим другом для своего ребенка? Как помочь ребенку в трудном подростковом возрасте, как вести себя в конфликтной ситуации, а также как сохранить родительский авторитет?
На эти и многие другие вопросы вы найдете ответ на III Региональном родительском форуме «Подростки, родители и Rock`n`Roll».
21-23 января 2021 года пройдет III региональный родительский форум «Подростки, родители и Рок-н-ролл».