Бердюжский район программа тьюторских курсов

УТВЕРЖДЕНО

на районном методическом совете

протокол №5 от 28.03.2013

 

ПРОГРАММА
ТЬЮТОРСКОГО КУРСА

по «Основам религиозных культур и светской этики»

2013-2014 учебный год

 

 

Программу составил

тьютор

Замякина Н.В.,

учитель первой категории,

стаж работы – 16 лет,

МАОУ СОШ с. Окунёво

 

Пояснительная записка

В образовательной практике многих стран Европы осуществляется приобщение школьников к духовным и культурным ценностям мировых религий; религия присутствует в государственной школе и право граждан на религиозное образование конституционно закреплено. Приобщение учащихся к духовно-нравственным ценностям и культуре религий в образовательных учреждениях является формой реализации прав учащихся и их родителей на получение образования в соответствии с ценностями своей национальной культуры, а также убеждениями, принятыми в семье.

Принимая во внимание происходящие процессы, Российская Федерация выступила с поддержкой предложения о приобщении обучающихся к духовным и нравственным ценностям, в том числе к религиозным традициям и культуре, не противоречащим основным принципам государственной политики в области образования и общим целям воспитания детей.

Законом Российской Федерации «Об образовании» установлено, что содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений (пункт 4 статьи 14).

Реализация стратегии духовно-нравственного образования, развития и  воспитания  личности  предполагает интеграцию ресурсов систем основного и дополнительного образования.

В тоже  время, важно подчеркнуть, что ни одна из поставленных задач не может быть решена без участия семьи. Поэтому Министр образования и науки Российской Федерации А.А. Фурсенко  в своем выступлении на ХVII Международных Рождественских образовательных чтениях в 2009 г. по вопросу преподавания в школе религиоведческих и культурологических дисциплин особо подчеркнул: «Для нас всех вместе важно, чтобы с самого начала было предусмотрено, что свобода выбора дается именно родителям и ученикам, т.е. главным заказчикам образовательного процесса».

Таким образом, государство через деятельность общеобразовательных учреждений, учреждений дополнительного образования стремится поддержать усилия родителей по духовно-нравственному развитию детей, пытается найти эффективные способы   согласования процессов воспитания в семье и в школе.

Вопросы, связанные с введением в школьную программу духовно-нравственной, культурологической тематики, рассматриваемой  в рамках культурологического подхода, имеют особенно важное значение, поскольку характер светской школы определяется, в том числе, и  ее отношениями с социальным окружением,  религиозными объединениями, признанием свободы вероисповедания и мировоззрения участников образовательного процесса.

В то же время преподавание основ религиозных культур и светской этики  в общеобразовательной школе несет с собой необходимость решения труднейших культурологических, этических, правовых, психологических, дидактических и воспитательных проблем, многократно усиливающихся в условиях глобальных сдвигов и разрушения традиционных форм идентичности.

В этой связи особо актуальным становится включение в школьную программу курса «Основы религиозных культур и светской этики», имеющего комплексный характер и представляющего пять важнейших национальных духовных традиций – православие, ислам, буддизм, иудаизм, светскую этику и подготовка учителей к  ведению данного курса  в школах.

Учителю, начинающему преподавание курса «Основы религиозных культур и светской этики», необходимо быть готовым к существенной работе по самообразованию, тщательно изучить нормативно-правовые документы по введению данного курса, определиться с выбором УМК, написать рабочую программу,   продумать свои действия на уроке и в общении с детьми и родителями.

Основная цель Программы – оказание педагогам теоретической и практической   помощи по овладению современными  подходами к преподаванию в общеобразовательных учреждениях курса «Основы религиозных культур и светской этики».

Реализация цели программы осуществляется через следующие задачи:

1.    Изучить нормативно-правовое обеспечение по введению курса ОРКСЭ в общеобразовательных учреждениях.

2. Проанализировать опыт регионов Российской Федерации, участвовавших в апробации курса ОРКСЭ.

3. Организовать эффективное взаимодействие педагогов района по введению курса ОРКСЭ.

4. Разработать рабочую программу курса ОРКСЭ.

5. Создать сеть  проектов уроков по отдельным модулям курса.

В программе освещаются мотивационно-ценностные, теоретико-методологические, содержательные и методические вопросы преподавания  курса «Основы религиозных культур и светской этики» в общеобразовательных учреждениях

Программа разработана в контексте реализации изменений в  федеральных  государственных стандартах общего образования.

Процесс освоения программы построен на сочетании лекционных и практических занятий, а также на включении интерактивных семинаров, для которых слушатели  готовят информацию по теме и презентуют её, обучающее взаимодействие педагогов организуется с использованием приемов и техник интерактивного обучения.

В качестве методического сопровождения к  программе систематизированы все нормативные документы,  которые предполагают возможность полного усвоения раздела «Подготовка педагогов к ведению курса», а также наличие программы и учебников по отдельным модулям, которые дают возможность содержательно изучить раздел «Психолого-методическое сопровождение курса».

Учебно-тематический план

Количество часов – 24.

Режим занятий: 4 дня  с отрывом от работы

Раздел

Сроки

Наименование
тем

Форма занятий

Всего часов

1.Подготовка педагогов к ведению курса

I. март

Концепция  и структура курса ОРКСЭ

лекция

1

Культуроведческий подход в преподавании курса «Основы религиозных культур и светской этики».

лекция

1

Нормативно-правовое обеспечение  предметной области «Основы духовно-нравственной культуры народов России»

лекция

1

Анализ анкетирования родителей по введению курса ОРКСЭ

 

1

2.Психолого-методическое сопровождение курса

Методическое сопровождение курса ОРКСЭ

лекция

1

Возрастно-психологические закономерности и особенности развития ценностных ориентаций у школьников

лекция

1

II.

апрель

Содержание 6 модулей курса

практикум

2

Рабочая программа курса  ОРКСЭ (на  примере конкретных модулей). Изучение опыта школ РФ, участвовавших в апробации курса ОРКСЭ.

лекция, практикум

2

Тематическое и поурочное планирование курса  ОРКСЭ (на  примере конкретных модулей). Изучение опыта школ РФ, участвовавших в апробации курса ОРКСЭ.

практикум

4

III.

апрель

Формы и виды организации учебной деятельности на уроках «Основы религиозных культур и светской этики» (работа по модулям)

лекция

1

Методика работы  с иллюстративным материалом  в курсе ОРКСЭ  (на примере конкретных модулей)

интерактивный семинар

1

Методика работы  с текстами различного содержания, используемых в учебных пособиях для школьников в курсе ОРКСЭ (по конкретным модулям)

интерактивный семинар

1

Методика использования интерактивных форм в организации учебно-воспитательной деятельности  учащихся   при изучении курса ОРКСЭ

интерактивный семинар

1

Методика использования метода проектов при изучении курса ОРКСЭ

интерактивный семинар

1

Особенности  работы с домашними заданиями школьников  в курсе ОРКСЭ

интерактивный семинар

1

IV. май

Внеурочная работа в рамках изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»

интерактивный семинар

1

Работа с родителями и членами семей учеников в рамках учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»

Проектирование уроков на основе комплексного учебного плана по курсу ОРКСЭ. Изучение опыта школ РФ, участвовавших в апробации курса ОРКСЭ.

практикум

2

3.Контроль успешности усвоения педагогами программы

Диагностика подготовленности педагогов к реализации курса ОРКСЭ

практикум

1

 

Ожидаемые результаты:

Развитие профессиональной компетентности педагогов.

Овладение педагогами методикой, приемами и технологией работы с обучающимися при ведении курса ОРКСЭ.

Овладение теоретическими знаниями по введению курса ОРКСЭ.

Создание рабочей программы, сети проектов отдельных уроков по курсу ОРКСЭ.

 

Успешное освоение программы должно позволить педагогам эффективно  решать  следующие задачи:

Способствовать формированию у младшего подростка мотиваций к осознанному нравственному поведению, основанному на знании и уважении культурных и религиозных традиций многонационального народа России.

Создавать условия для  формирования  российской гражданской идентичности младшего школьника посредством его приобщения к отечественной культурно-религиозной  традиции;

Содержательно раскрыть  понятие российской  культурно-религиозной   традиции в пределах отведенного учебного времени с учетом образовательных возможностей младших подростков;

Создавать условия  для воспитания высоконравственного, творческого, ответственного гражданина России, укорененного в духовных и культурных традициях многонационального народа России;

Способствовать развитию способностей у младших школьников к общению в полиэтнической и многоконфессиональной среде на основе взаимного уважения и диалога во имя общественного мира и согласия.

 

Список литературы

Белоусова Т.Л., Данилюк А.Я. Духовно-нравственное развитие и воспитание младших школьников: в 2 ч. М: Просвещение, 2011

Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М: Просвещение, 2011

Данилюк А.Я., Логинова А.А. Программа духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени начального общего образования. М.: Просвещение, 2012

Данилюк А.Я. Программы общеобразовательных учреждений. Основы религиозных культур и светской этики 4-5 классы. М: Просвещение, 2010

Студеникин М.Т. Рабочая программа к учебнику «Основы духовно-нравственной культуры народов России». М: Русское слово, 2011

Основной ресурс сети социально-педагогических сообществ: www.openclass.ru.

Ресурс сети социально-педагогических сообществ Вологодской области www.openclass.ru/vologda

Ресурс сети социально-педагогических сообществ Калининградской области www.openclass.ru/kaliningrad

Ресурс сети социально-педагогических сообществ Камчатского края www.openclass.ru/kamchatka

Ресурс сети социально-педагогических сообществ Пензенской области www.openclass.ru/penza

Ресурс сети социально-педагогических сообществ Тамбовской области www.openclass.ru/tambov

Ресурс сети социально-педагогических сообществ Томской области www.openclass.ru/tomsk

Ресурс сети социально-педагогических сообществ Чувашской Республики www.openclass.ru/chuvashia

 

 

 

Новости

Полезные ссылки

Посетители

Сейчас 5 гостей онлайн